В дни летних каникул просим вас обратить внимание на негативные влияния социальной среды и занятость детей.
Зацепинг – это социально опасное явление, схожее с мелким хулиганством, одно из проявлений девиантного поведения молодежи.
Зацепинг, или трейнсерфинг (от англ. Train surfing), – езда на крыше транспортных составов (электрички, метро, автобуса), между или под вагонами.
В современных условиях зацепинг влияет на процесс социализации, формирование «Образа Я» достаточно большого числа молодежи.
Зацепинг – это молодежное увлечение со своими традициями, негласными правилами этики, языком общения.
Объяснение данному феномену можно найти в том, что «зацеперы» – это молодые люди, которым хотелось бы реализовать свою тягу к риску, но по разным причинам у них нет возможности заниматься экстремальными видами спорта, поэтому они выбирают доступные для них способы: кто-то лезет без страховки на самую высокую башню Нью-Йорка или Останкинскую башню, а кто-то прыгает с вагона на вагон движущегося поезда.
Психиатр-криминалист Михаил Виноградов отмечает: «Подростки учатся в основном на американских фильмах, где крутым считается тот, кто рискует жизнью. В таком возрасте 14 не хватает положительных эмоций, нужен адреналин. Экстремалы получают удовольствие при превышении порога, им нужно возбуждение, и ради кайфа готовы рискнуть жизнью».
Психотерапевт Татьяна Неёлова заключает: «Радоваться малому, достигать вершин собственным трудом – сложно, непонятно, трудно. А тут все легко: проехался – и ты герой, сверхчеловек, который получает уважение сверстников».
Есть несколько причин, по которым, чаще несовершеннолетние увлекаются подобным видом экстремального развлечения – это так называемая адреналиновая зависимость и желание выделиться среди сверстников. Логика поведения зацеперов, руферов и им подобных очень напоминает логику наркоманов, которые утверждают, что «умирают от наркотиков лишь дураки», а они умные, и ни в коем случае не погибнут.
Зацеперы, руферы – это люди, которые как правило не получают должного признания в семье, учебе, в коллективе сверстников и в результате уходят на сторону саморазрушения.
Статистика гибели зацеперов с каждым годом возрастает. Особую тревогу вызывает рост числа травмирования несовершеннолетних и малолетних. В 2012 году только в Москве и Московской области пострадали 69 несовершеннолетних, 41 человек из них погиб. 2013 год отметился ростом детского травматизма: только в январе-феврале зарегистрировано уже 10 подобных случаев, семь детей и подростков погибли.
Для сравнения: за январь-февраль 2012 года было зарегистрировано четыре подобных факта. В 2015 году почти каждый второй, а в 2016 году каждый третий травмированный на железной дороге в Центральном федеральном округе подросток – это упавший с подвижного состава в результате зацепинга. Опасное увлечение ежегодно приводит к гибели на железных дорогах страны десятков несовершеннолетних (в Центральной России за 2015 год погибли 16 несовершеннолетних, в 2016-м – 9). То есть цифры говорят сами за себя. Ежедневно в Центральной России на железной дороге гибнет три-четыре человека, еще два-три получают травмы, в основном — тяжлые. И практически каждую неделю гибнет несовершеннолетний.
Предотвратить развитие экстремального поведения в подростковой среде возможно с помощью профилактических мер воздействия, формируя правовое сознание несовершеннолетних.
Одним из условий повышения эффективности профилактической работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростка и позитивное эмоциональное развитие с учетом его потребностей:
— во взрослом человеке, но не в каждом взрослом (построение в профилактическом пространстве особых отношений с подростком – отношений созидающего взаимодействия);
— в героях (подросток будет искать кумира для подражания и этим кумиром, чаще всего становится тот, кому не жалко ярких красок, сильных эмоций и громких дел); 18 — в коллективе сверстников как естественной среде нормального развития;
— в сотрудничестве с другими людьми;
— в защите прав на яркие и сильные эмоции, на приключения, на романтику, на увлечения и интересы;
— в равных семейных отношениях.
Уважаемые родители! Контролируйте, пожалуйста, времяпровождение ваших детей, занятость в дни летних каникул. Помогите им организовать интересный, занимательный досуг!